8 марта 2021
.jpg)
«Если обратить внимание на индекс цен производителей на сельскохозяйственную продукцию, то в 2020 году рост составил 115,3%, тогда как цены на продукцию растениеводства выросли на 17,6%. В том числе рост цен на зерновые культуры составил 18,8%, изменение цен производителей в растениеводстве на сегодняшний день составляет 67,6% за последние пять лет», - сказал он.
Одним из факторов, влияющих на рост цен, является транспортировка сырья до потребителя, отметил депутат. «На рынке перевозок зерна в стране преобладает акционерное общество «Астық Транс», данное юридическое лицо охватывает около 50% всех перевозок зерна на железнодорожном транспорте.
В 2020 году эта компания перевезла 74% объема внутренних перевозок зерна и 40% всего экспортного зерна. Воспользовавшись доминирующим положением на рынке Казахстана, эта компания несколько увеличила стоимость своих услуг.
В частности, за последние пять месяцев стоимость перевозки увеличилась в четыре раза и стала в среднем на 60 тысяч тенге за один вагон», - отметил он.
К примеру, если в сентябре прошлого года стоимость доставки зерновых культур с севера на юг страны составляла 471 425 тенге за вагон, то в январе текущего года - 537 148 тенге. Разница получается 65 723 тенге, что составляет 12,2%, привел цифры мажилисмен. По официальным статистическим данным агентства по стратегическому планированию и реформам, изменение цен производителей на зерновые культуры по сравнению с прошлым годом составило на пшеницу – 20,3%, кукурузу - 24,5%, ячмень – 9,7%, рожь – 26,8%, овес – 3,2%, просо – 3,8%, гречиху – 44,3%, рис – 1,9%, семена подсолнечника-23,3%, продолжил он.
«Также неоспоримо, что рост цен на корма, изготавливаемые из зерновых культур, влияет на стоимость животноводческой продукции. В прошлом году его цена выросла на 4,2%
Считаем необходимым обратить особое внимание на факторы, провоцирующие такое повышение тарифов на транспортные услуги по перевозке зерна. Компетентные органы должны осуществлять контроль в рамках закона за субъектами, занимающими доминирующее положение по транспортировке зерна», - подчеркнул Бекжанов. В связи с этим, он считает необходимым, проводить мониторинг тарифов на перевозку зерна в стране, проверку законности и обоснованности факта роста цен на перевозку зерна со стороны акционерного общества «Астық Транс».
Источник:https://inbusiness.kz/